Вы здесь

Проект "Реабилитация личностного развития детей с онкопатологией в разные сроки ремиссии (2011-2012)"

Договор на получение гранта №78-469 от 24.10.2011 г. с ООО «Лига здоровья нации» (по итогам открытого конкурса)

Название социально значимого проекта: «Реабилитация личностного развития детей с онкопатологией в разные сроки ремиссии»

 

Сроки выполнения проекта: 24.10.2011 г.-30.09.2012 г.

 

Результаты исследования могут служить теоретическим и эмпирическим обоснованием для разработки программ медико-психологической

реабилитации и адаптации детей и подростков с онкопатологией с различными сроками ремиссии и использоваться в работе медицинского персонала, психотерапевтов, психологов психосоциальной службы детских онкологических центров и отделений, а также дают возможность педагогам совершенствовать методы психологической помощи больным детям и их родителям. В психотерапии намечаются новые перспективные методы психологической помощи больным детям.

Практическое применение данных разработок может использоваться в учебных курсах по специальной и клинической психологии; в спецкурсах, рассматривающих проблемы посттравматического воздействия в самом широком смысле, общие вопросы концепции реабилитации, а так же при создании концепции психологической помощи детям с онкопатологией и поиске конкретных путей ее реализации.

В ходе реализации проекта были разработаны технологии психокоррекционной работы с онкобольными детьми в разные сроки ремиссии учитывая, что у детей и подростков с онкопатологией наблюдаются на когнитивном уровне - расхождения между ценностями привлекательными и субъективно доступными в будущем в жизненных сферах; на эмоциональном уровне купирование пессимистично-депрессивного отношения к своему будущему.

При применении этих технологий следует учитывать, что у молодых людей с онкопатологией «образ я»
представлен позитивными эмоциональными характеристиками, в то же время отсутствуют инструментально-деловые качества, коммуникативные качества сформированы не достаточно, не отражена возрастная негативизация образа «я». Наблюдаются существенные расхождения между «я-реальным» и «я-идеальным». На эмоциональном уровне отмечается низкая самооценка, негативное отношение к «идеальному я». Данные технологии позволяют оптимизировать в определенной степени психические состояния онкольных детей и, в конечной степени способствовать положительному протеканию процесса лечения.

Практика лечения свидетельствует о том, что без осуществления специальных реабилитационных программ невозможна полноценная интеграция онкобольных детей в общественную жизнь.

Дети с онкопатологией нуждаются в комплексных реабилитационных мероприятиях на всех этапах оказания им специализированной помощи - с момента установления диагноза до окончания диспансерного наблюдения. На догоспитальном этапе, когда диагноз злокачественного новообразования не вызывает сомнения и проводится уточняющая диагностика основного заболевания, главными направлениями работы являются выявление и лечение сопутствующих заболеваний, а также психологическая поддержка ребенка и его близких. Эта работа должна вестись совместно с поликлиническим отделением, с привлечением специалистов, если это необходимо, из других лечебных учреждений, правительственных и неправительственных организаций.

На этапе комплексного лечения доминирующим направлением реабилитационных мероприятий является профилактика и коррекция побочных эффектов и осложнений химио-лучевой терапии и оперативных вмешательств. В качестве самостоятельного и важного аспекта комплексной реабилитации на этом этапе организацию образовательного процесса с максимальной индивидуализацией программы, учитывающей интересы и возможности конкретного ребенка.

В период диспансерного наблюдения очень важным остается решение задач медицинской реабилитации, направленной на коррекцию в первую очередь тех нарушений, которые напрямую связаны с лечебной агрессией.

Врач онколог должен знать современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; содержание и разделы детской онкологии как самостоятельной клинической дисциплины; задачи, организацию, структуру, штаты и оснащение детской онкологической службы; действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности; правила оформления медицинской документации; порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; принципы планирования деятельности и отчетности детской онкологической службы; методы и порядок контроля ее деятельности.