Вы здесь

Психология толерантности как смысложизненная стратегия современных студентов



Анастасия Дьякова,

аспирант факультета психологии

Южного федерального факультета

 

Психология толерантности как

смысложизненная стратегия современных студентов

Прежде, чем говорить непосредственно о проблеме, заявленной в самом названии статьи, стоит обратиться к пониманию феномена смыслообразования. Личностно-смысловая сфера каждого человека строго индивидуальна, и именно ею определяется смысложизненная стратегия – система личностных смыслов индивида, позволяющая оптимизировать или минимизировать активность субъекта во взаимоотношениях с объективной действительностью и проявляющаяся в отношении к цели, процессу, результату деятельности, а также к жизни и к самому себе.

Смыслообразующая ориентация формируется на основе жизненного опыта, который индивидуален у каждого человека и включает в себя как умственные и практические действия, пережитые личностью, так и личностные смыслы, установки, стереотипы. Именно контекст последних двух понятий делает пересечение понятий смысложизенных стратегий и психологию толерантности особенно актуальной областью знаний.

Рассматривая проблему толерантности, большинство исследователей приходит к мнению, что это понятие не сводимо к русскому аналогу слова – терпимости. Быть толерантным – не значит терпеть, а принимать другого, воспринимать и уважать во всей его «непохожести» на себя. Но именно здесь в сознание зачастую вклиниваются установки и стереотипы, препятствующие развитию толерантности личности. Большинство этих стереотипов носит социо-политический характер и сложились на уровне коллективного бессознательного. И, наверно, эта проблема не была бы столь животрепещущей, и установки интолерантного поведения не были столь интересны психологам, если бы эти самые установки не имели такого сильного влияние на повседневное поведение человека. В особенности это касается Южного федерального округа, в состав которого входит 13 субъектов РФ, на территории каждого из которых проживает до тридцати различных этносов.

Студенческая среда – это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. Именно в вузах встречаются представители самых разнообразных этнических групп, и вступают в контакт различные системы мировосприятия и миропонимания. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь.

В целом студенческий возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочнения и закрепления. В
период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем. Студенческий возраст представляет собой кризисный переход между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы: обретение взрослой идентичности и построение новой системы взаимоотношений с окружающим миром.

Все это повышает ответственность университетского образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдет, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Но, к сожалению, сегодня в этом направлении не ведется активной работы. И современная система образования не гарантирует формирования толерантных установок личности. А оформившиеся в студенческой среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность, избранность своей национальной группы опасны вдвойне. Ведь носителем негативных установок в межэтническом взаимодействии может стать будущая интеллектуальная элита, которая будет формировать Российскую политику и общественное самосознание в XXI веке.

 

В декабре 2006 года на базе четырех вузов был создан Южный федеральный университет, объединивший студентов из разных городов, краев, республик. Учитывая многообразие этно-конфессионального состава юга России, можно представить сколь непохожие друг на друга студенты оказались в одной аудитории. А каждый из них носитель своей религии и культуры, а главное – стереотипов, о которых говорилось ранее. И только с помощью принятие особых мер по развитию толерантных установок и выработки толерантных форм поведения как основы смысложизненной ориентации можно надеяться на продуктивное обучение и личностное развитие студентов.

Именно поэтому Южно-российским фондом по развитию толерантности и профилактики экстремизма была разработана программа, направленная на формирование толерантного поведения как смысложизненной стратегии студентов различных факультетов Южного федерального университета. В рамках данной программы была проведена серия тренингов «Развитие толерантных установок», семинаров и дискуссионных гостиных, посвященных культурам разных народов, проживающих на территории Южного федерального округа. Итогом же данной работы стала молодежная научно-практическая конференция «Новый Юг создаем вместе!», основной целью которой провозглашалось содействие развитию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи Юга России.