Вы здесь

Советы педагогам




СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ:

 

Социально-психологическая адаптация подростков в мультикультурном образовательном пространстве.

Рекомендации для педагогов дополнительного образования.

 

Особенности мультикультурной образовательной среды

Ростов-на-Дону часто называют воротами Кавказа. Но стоит заметить, что кроме географического смысла это понятие также носит и иную смысловую нагрузку. Чаще всего о Ростове как о воротах Кавказа говорят тогда, когда хотят подчеркнуть богатство этно-конфессионального состава города. Являясь столицей Южного федерального округа, Ростов-на-Дону находится в тесных политических, географических, исторических и культурных связях с Адыгеей, Дагестаном, Ингушетией, Калмыкией, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиками. А это, в свою очередь, в условиях широкого распространения такого явления как внутренняя миграция, влечет за собой формирование полиэтнического, мультикультурного пространства города Ростова-на-Дону.

В этой связи особое значение приобретает создание благоприятного психологического климата в образовательных учреждениях, где учатся представители различных национальностей и конфессий. Школьная среда по своей сути часто представляется ребенку угрожающей (а под безопасной средой в психологии как раз таки принято понимать такую среду, которая не содержит угрозы): это и конфликты, как со сверстниками, так и с учителями, чрезмерные умственные нагрузки и сопутствующая стрессогенная обстановка. Если же к этим условиям добавить такой фактор, как полиэтничность, то выше перечисленные угрозы только усилятся: в детском и подростковом возрасте идентификация чаще всего происходит по внешним признакам и сам факт принадлежности к другой национальности может стать решающим для отторжения сверстника из группы. Как следствие – дезадаптивность личности отвергнутого подростка с одной стороны и сформировавшиеся установки интолерантного поведения – с обеих сторон.

 

Толерантность и профилактика ксенофобии

В связи с этим особое значение приобретают программы, направленные на развитие толерантных установок и профилактику ксенофобии в детских и подростковых коллективах. В качестве наиболее эффективного метода, направленного на решение этих задач, нами предлагается комплексная программа включающая различные формы работы, объединенные общей тематикой. В качестве форм работы можно использовать психологические тренинги по формированию толерантности личности, групповые дискуссии, творческие задания и конкурсы (например, «Час национальной культуры», в течение которого участники, разделившись на группы, должны представить культуру предложенного им народа). Особенно эффективной формой работы в рамках обозначенной программы является метод социального проектирования. Под социальным проектом понимается программа, в соответствии с которой будет осуществляться деятельность по решению социально-значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов. Социальные проекты, разработанные в рабочих группах учащихся, позволяют им глубже понять проблему и наметить реальные пути ее решения. Использование принципов социального проектирования будет также полезно в работе над любыми другими проблемами, так как эта форма работы развивает в учащихся логику мышления, способность к анализу и прогнозу.

 

Гендерные стереотипы в обучении

Особое значение в настоящие время социальными психологами придается гендерным проблемам в вопросе социализации личности. Согласно данным американских психологов Экклз и Йеи, в исследовании которых приняли участие тысячи школьников и их родителей, гендерные стереотипы существенно влияют на выбор образовательных программ и сам процесс обучения. Было установлено, что гендерные стереотипы влияют на ожидания родителей, что влечет за собой соответствующие советы, которые они дают своим детям по поводу приобретения различных навыков и знаний. Так, родители сохраняют гендерно-дифференцированное восприятие способностей своих детей даже в тех случаях, когда их дети разного пола имеют одинаковые оценки в школе и получают равные баллы при прохождении стандартизированных тестов. В частности, родители полагают, что девочки должны быть сильнее в языках, а мальчике – в математике. Педагогам стоит учитывать данные установки и вести работу с родителями в случае, если способности ребенка не соответствуют общепринятому представлению о том, чем должны увлекаться мальчики, а чем – девочки. Следует также сделать акцент на том, что андрогиния, как возможность вобрать лучшее из обеих половых ролей, положительно влияет на психологическое состояние человека, а его поведение является более адаптивным. Именно этому явлению мы обязаны в появлении успешных бизнес-вумен и выдающихся драматических актеров.

 

Развитие коммуникативных навыков подростков

«В споре рождается истина» - гласит всем известный афоризм. И это действительно так: ведь без умения аргументировать, последовательно и логично выражать собственные мысли, грамотно формулировать вопросы и выбирать стиль речи адекватный предмету разговора истинный интеллектуальный потенциал может оказаться скрытым от окружающих. В свете последних образовательных тенденций, провозглашающих одной из важнейших задач учебного процесса развитие компетенций, возникает вопрос, почему тогда столь важные коммуникативные навыки остаются в тени. Всевозможные формы контроля знаний, промежуточной аттестации, олимпиады и конкурсы проводятся в письменной форме. На протяжении всего школьного обучения от ребенка практически не требуется умение говорить: исключение составляют устные ответы на уроках и доклады, но и эти формы работы часто становятся формальными, а то и вовсе игнорируются некоторыми учителями. Даже такие предметы, как «Русский язык» и «Родная речь» сводятся к написанию изложений и диктантов, хотя, казалось бы, очевидным, что освоение языка должно затрагивать как письменную, так и устную речь. Вот и получается, что всю школьную жизнь ребенок «промолчал», а с поступлением в вуз открывается проблема, ранее не осознаваемая: на семинарах и коллоквиумах от студентов требуют ясно выражать свои мысли, аргументировать и говорить, говорить… А «без бумажки» не получается, слова-паразиты превращают речь в нечто нечленораздельное, да и страх перед публикой сковывает не только язык, но и мысли. Вот и получается, что вчерашний медалист отказывается отвечать и к сессии приходит с «недопусками» и ужасом перед неотвратимостью предстоящего устного экзамена….

Именно поэтому, осознавая остроту обозначенной проблемы, видится необходимым, остановится еще на одном виде социально-психологической работы с учащимися. Речь идет о внедрении в образовательную программу курса, направленного на развитие коммуникативных навыков подростков. Безусловно, ставится задача не только развить навыки академических выступлений, но и способствовать освоению бытового, неформального общения со сверстниками, невладение которым очень часто становится причиной социальной дезадаптации подростков.

Программа развития коммуникативных компетенций подростков может включать психологические тренинги, ролевые игры и групповые дискуссии. Предметом групповых дискуссий может быть выбрана любая животрепещущая тема, интересная группе (например: «Свой или чужой: мигранты в России», «Образование в России и за рубежом», «Семья и улица: эффекты воспитания»). Чем интереснее выбранная проблема, тем больше вероятности, что участники будут высказываться, аргументировать свою позицию. При этом стоит ставить вопрос так, чтобы была очевидна неоднозначность вопроса, что позволит дискутировать участникам, задавать вопросы и находить на них ответы. Но не стоит забывать, что групповые дискуссии в данном случае имеют сугубо инструментальный характер и призваны играть роль той практической деятельности, в которой можно отработать приобретенные навыки, полученные на тренингах. Психологические тренинги в рамках обозначенной проблемы проводятся по следующим направлениям: «Вербальное и невербальное общение», «Как сказать НЕТ и не обидеть», «Переговоры: технология победы», «Ораторство без стресса» и другие. Основная цель тренинговых занятий – ознакомить подростков с техниками эффективной коммуникации и научить применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. Ролевые игры в данном случае являются неотъемлемой частью практического освоения полученных знаний, позволяющей смоделировать разнообразные жизненные ситуации.

 

Профессиональное самоопределение

Способности ребенка, безусловно, играют решающую роль в его профессиональном самоопределении, однако на практике редки случаи, когда перед абитуриентом не становится проблема выбора. И здесь очень важно, чтобы педагог или психолог помог определиться с будущей профессией, показав перспективы той или иной специальности, плюсы и минусы на предполагаемом профессиональном пути. Уместно в данном случае будет проведение психодиагностического исследования на предмет выявления склонностей учащегося в различных профессиональных областях. Перед сдачей выпускных и вступительных экзаменов большое значение имеет психологическая подготовка учащихся. Следует провести занятие, на котором будут освещаться такие темы, как целесообразное распределение времени подготовки, приемы мнемотехники, методы борьбы со стрессом.