Вы здесь

Разработка концептуальных и практико-ориентированных основ системы доверительных отношений как условия толерантного сознания

Подпрограмма "Личность"
Глава 2. Разработка концептуальных и практико-ориентированных основ системы доверительных отношений как условия толерантного сознания

Подготовлено к печати и издано научно-методическое пособие "Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности" ? 9 п.л. (Скрипкина Т.П.)

Основные концептуальные положения пособия сводятся к следующим:
1. Поскольку толерантность связана со свободами личности и ее волеизъявлениями, то базовая установка личности на доверие к миру, генетически связанная с фундаментальным чувством безопасности является одним из важнейших условий формирования установок толерантного сознания.
2. Доверие к миру ? установка двухполюсная, связанная, с одной стороны, с ценностным отношением к различными сторонам или фрагментам мира, в том числе и к другим людям, нормам культуры, традициям и т.п., а с другой стороны, это установка, связана с ценностным отношением личности к себе самому как суверенному субъекту активности.
3. Доверие, понимаемое как двухполюсная установка-отношение, выступает средством, способом гармонизации отношений человека с разнообразным миром и одновременно с самим собой. Доверие выступает как универсальный императив культуры, именно оно является механизмом и проводником концепции "культуры мира", которые основываются на позитивном понимании мира, сочетании ценностных установок людей с учетом их различных культурно-исторических идентификаций, традиций, паттернов поведения и образов жизни.
4. Отношение, основанное на доверии к миру и одновременно к самому себе позволяет личности быть целостной, устойчивой и при этом принимать мир таким каков он есть, во всем его многообразии. Такая установка позволяет человеку не боясь вступать во взаимодействие с различными фрагментами или сторонами мира, принимать его позитивно и при этом одновременно сохранять устойчивость и целостность личности при негативных воздействиях, исходящих из различных частей или фрагментов этого мира.
5. Доверие к миру выступает одним из механизмов формирования установок толерантного сознания, направленных на изменение глубинных ценностно-смысловых структур сознания человека, связанных с этикой принятия инаковости в самом широком смысле слова.
6. Доверие к миру, как базовая ценностно-смысловая установка личности выполняет в жизни человека фундаментальные функции и является одним из механизмов социализации личности.
7. Развитие способности доверять миру ? важная практико-ориентированная задача, которую необходимо решать по-разному, работая с различными общностями людей, учитывая их возрастное, профессиональнее, гендерное и культурно-обусловленное своеобразие.
8. Толерантное и интолерантное сознание, в основе которого лежат ценностно-смысловые детерминанты, связанные с доверительным отношением к миру и к себе, репрезентируется в общении и взаимодействии людей между собой.

На основе разработанной концепции была проведена следующая работа:

Разработан, валидизирован, стандартизирован и апробирован банк методик диагностики доверительных отношений личности: методика "Оценка доверия к себе" (Т.П.Скрипкина), методика "Общая оценка уровня доверия в коллективе" (О.Г.Фатхи), методика "Общая оценка уровня доверия к Другим" (О.Г.Фатхи), методика "Межличностное доверие" (Дж.Роттер).

В рамках работы центра проведен ряд научных исследований, направленных на изучение особенностей толерантного-интолерантного межличностного взаимодействия в сферах, отличающихся особой межличностной и ситуативной напряженностью:

1. Исследование, направленное на изучение особенностей межэтнических отношений и отношений к детям мигрантам и вынужденным переселенцам, обучающимся в средних общеобразовательных школах в Ростовской области (Ломаковская И.С.).

Результаты проведенного пилотажного исследования показали, что наибольшее количество проблем межэтнического характера, связанных с интолерантными отношениями в поликультурной среде Южно-Российского региона, обусловлены непрекращающейся войной в регионе и связанными с ней интенсивными миграционными процессами.

Межэтнические отношения между давно проживающими в Южно-Российском регионе нациями (например, русскими и армянами) не носят выраженного антогонистического характера и не отличаются интолерантными формами взаимодействия. Межэтническая напряженность может иметь место лишь в обобщенных стереотипах.

Изучение отношений к детям-мигрантам и вынужденным переселенцам показало, что в средних общеобразовательных школах Ростовской области существует большое количество проблем, связанных с трудностями адаптации детей-мигрантов и вынужденных переселенцев к новой социокультурной среде, обусловленными непринятием этих детей и подростков другими субъектами образовательного процесса, включая учителей и администраторов образовательных учреждений.

Разработана и находится на стадии внедрения через систему психологической службы образования Ростовской области (региональный компонент концепции Психологической службы Ростовской области) специальная система мер, включающая консультативную, коррекционную и практико-ориентированную обучающую работу, направленную на формирование толерантной системы отношений к детям-мигрантам и вынужденным переселенцам как со стороны детей коренных жителей, так и со стороны учителей и администраторов образовательных учреждений.

2. Научно-исследовательская работа по изучению особенностей доверия к себе и к другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колонии общего режима (Кокуев А.А.). Результаты исследования показали, что агрессивность несовершеннолетних преступников связана, с одной стороны, с деформациями самоценностного отношения, а с другой ? с отсутствием чувства безопасности в социальной среде. В этой связи проводится специальная работа, связанная с разработкой системы практических воспитательных и коррекционных мер, направленная как на работу с несовершеннолетними преступниками, так и на обучение инспекторов и воспитателей служб ИТУ.

3. Исследование особенностей проявления доверия в статусных межличностных отношениях (Балуцкий И.В.). Выборкой для проведения исследования стали офицеры Российской армии. Результаты исследования показали, что основными условиями установления доверия к доминантному субъекту в системе статусных межличностных отношений являются: а) "статусная безопасность", связанная с соответствием поведенческих проявлений доминантного партнера занимаемой им формально-ролевой позиции б) отношение к субдомитнантному партнеру как субъективной ценности; в) актуальная полезность доминантного субъекта для субдоминантного в статусном взаимодействии. Эти показатели и выступили критериями толерантного взаимодействия в статусных межличностных отношениях.

4. Исследование, посвященное изучению возможностей повышения толерантности к стрессу в экстремальных ситуациях. Эмпирическим объектом исследования выступили сотрудники сводного отряда ППСМ ГУВД Ростовской области, откомандированные в Чеченскую республику, а также ? сотрудники Государственной противопожарной службы, МЧС России по г. Ростову-на-Дону и Ростовской области, участвующие в тушении особо сложных пожаров.

Результаты исследования показали, что мера сбалансированности системы доверительных отношений личности оказывает влияние на возникновение и развитие посттравматического стрессового расстройства в экстремальных ситуациях.

На основе проведенного исследования разработана система практико-ориентированных социально-психологических мер по предотвращению возникновения и развития посттравматического стрессового расстройства, заключающаяся в формировании готовности к самостоятельной переадаптации, за счет гармоничного расширения границ доверия к себе и доверия к миру одновременно.