Вы здесь

Принципы, методы и способы обучения толерантному сознанию.

Подпрограмма "Личность".
Глава1. Принципы, методы и способы обучения толерантному сознанию.

Основной целью работы была разработка и внедрение образовательных, практико-ориентированных и учебных программ по вопросам толерантности и их методического обеспечения для учебных заведений всех уровней и системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, администраторов образования.

Впервые сформулированы принципы, методы и способы обучения толерантному педагогическому общению, позволившие разработать и апробировать ряд образовательных программ, направленных на формирование установок толерантного сознания у субъектов образования различных уровней.

Результаты теоретической работы позволили разработать ряд методов и конкретных практико-ориентированных технологий, позволяющих обучать способам толерантного поведения различных субъектов образования: учителей, школьников, студентов, администраторов образования, в частности:
- сформулированы принципы практической работы по формированию установок толерантного сознания в педагогическом общении;
- разработан и апробирован ряд образовательных программ, направленных на формирование установок толерантного сознания у субъектов образования различных уровней;
- создан и апробирован ряд методов и конкретных практико-ориентированных технологий, позволяющих обучать способам толерантного поведения различных субъектов образования: учителей, школьников, студентов, администраторов образования всех уровней;
- создан и апробирован ряд методов и конкретных практико-ориентированных технологий, позволяющих обучать коррекции личности и поведения в сложных неординарных ситуациях:
    а) развитие толерантного отношения к психотравмирующим ситуациям;
    б) в конфликтных ситуациях и ситуациях затрудненного общения;
    в) в ситуациях преодоления агрессивного интолерантного поведения;
    г) развитие толерантного отношения к экстремальным ситуациям;
    д) развитие форм толерантного поведения у лиц, переживших психологическую травму.

На основе научно-методического и эмпирического анализа системы отношений и навыков педагогического общения школьников и учителей в процессе практической работы с ними (тренинги, чтение спецкурсов, проведение спецпрактикумов и спецсеминаров) были подготовлены и изданы научно-методические пособия

N Ф.И.О. автора Название пособия
1. Лабунская Вера Александровна. "Толерантные и интолерантные презентации педагогического общения", Учебно-методическое пособие , 8 п.л.

Краткое содержание научно-методического пособия заключается в следующем:
- разработаны понятия толерантного и интолерантного педагогического общения;
- сформулированы принципы и выделены этапы практической работы по развитию толерантного педагогического общения;
- определены критерии и функции интерпретационных схем толератного педагогического общения;
- выделены интегральные характеристики системы отношений субъектов толерантного и интолерантного педагогического общения;
- описаны эффекты толерантного и интолерантного педагогического общения;
- изучены социальные способности и коммуникативные черты личности учителя как субъекта толерантного и интолерантного педагогического общения;
- разработана схема анализа личности учителя и ученика как субъектов толерантного и интолерантного педагогического общения.

2. Скрипкина Татьяна Петровна. "Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности", Учебно-методическое пособие, 9 п.л.
3. Т.П.Скрипкина, О.Г.Фатхи "Способы оптимизации психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел", Методическое пособие, 6,5 п.л.

В практическом плане разработана система методов и практико-ориентированных технологий, направленных на развитие толерантного педагогического общения для субъектов образования всех уровней.

Разработан и апробирован банк методик, направленных на диагностику личности учителя и ученика как субъектов толерантного ? интолерантного педагогического общения. Изданы учебно-методические материалы, отражающие содержание образовательных программ и социально-психологических тренингов.

Среди них следующие учебно?образовательные программы по развитию толерантности:

N Ф.И.О. автора Название программы
1. Абакумова Ирина Владимировна. Программа специального курса лекций "Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений"
2. Лабунская Вера Александровна. Программа специального курса лекций "Основы толерантного педагогического общения" (с приложениями).
3. Рюмшина Любовь Ивановна. Программа специального лекций курса "Развитие ценностного отношения учителей к толерантному педагогическому общению" (с приложениями).
4. Скрипкина Татьяна Петровна. Программа специального курса лекций "Доверительность как условие толерантности".
5. Труфанова Ольга Константиновна. Программа специального курса лекций "Формирование толерантного отношения к детям с психическими нарушениями"

А также программы следующих социально-психологических тренингов:

N Ф.И.О. автора Название программы
1. Шкурко Татьяна Алексеевна. Программа социально-психологического тренинга "Развитие системы отношений толерантного общения в коллективах старшеклассников"
2. Тащева Анна Ивановна.
Гриднева С.В.
Программа социально-психологического тренинга "Формирование толерантного отношения младших школьников к медицинским процедурам"
3. Воронцов Дмитрий Владимирович. Программа социально-психологического тренинга "Формирование толерантных гендерных установок у подростков"
4. Гейденрих Лариса Александровна. Программа социально-психологического тренинга "Формирование стратегий толерантного поведения у детей мигрантов и не мигрантов в ситуциях затрудненного общения"
5. Гейденрих Лариса Александровна,
Беляева Г.П.
Программа социально-психологического тренинга "Формирование у подростков толерантного отношения к воздействиям правонарушителей"
6. Бреус Елена Дмитриевна. Программа социально-психологического тренинга "Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения"
7. Кожухарь Галина Сократовна. Программа социально-психологического тренинга "Развитие учителя как толерантной личности"
8. Скрипкина Татьяна Петровна,
Фатхи Ольга Геннадьевна.
Программа социально-психологического тренинга "Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у учителей"
9. Кожухарь Галина Сократовна. Программа социально-психологического тренинга "Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов".
10. Рюмшина Любовь Ивановна. Психологический практикума "Развитие толерантного общения у младших школьников".
11. Сериков Геннадий Витальевич. Программа социально-психологического тренинга "Ролевые игры и психодраматические технологии преодоления учителем агрессивного интолерантного отношения к ученику".
12. Мясникова Марина Николаевна. Программа социально-психологического тренинга "Развитие толерантных способов поведения подростков, переживших психологическую травму"
13. Мясникова Марина Николаевна,
Скарга Валерия Владимировна
Программа социально-психологического тренинга "Тренинг толерантного поведения для младших школьников с особенностями эмоционально-когнитивного развития"
14. Васильева Ольга Семеновна,
Правдина Л.Р.
Программа социально?психологического тренинга "Формирование толерантного отношения к экстремальным ситуациям"
15. Сериков Геннадий Витальевич. Программа социально-психологического тренинга "Применение психодраматических технологий для повышения толерантности во взаимоотношениях подростков"
16. Скрипкина Татьяна Петровна,
Фатхи Ольга Геннадьевна
Программа социально-психологического тренинга: "Гармонизация доверительных отношений к себе и другим у младших школьников".
17. Щербакова Татьяна Николаевна,
Звездина Галина Павловна
Программа практикума "Развитие толерантных способов поведения у первоклассников в период адаптации к школе"

В каждой из представленных программ выделены определенные параметры толерантного взаимодействия, указаны направления работы, приводятся конкретные задания, критерии анализа, определяется спектр эффектов, свидетельствующих о том, что программа достигла поставленных целей. Во многих программах имеются приложения, состоящие из психодиагностических процедур, мини - лекций, памяток для ведушего тренинговой группы, перечня принципов развития толерантности.

Учебно-образовательные программы и программы социально-психологических тренингов прошли апробацию, получили одобрение и внедрены в деятельность системы повышения квалификации работников образования, деятельность специализированных психолого-педагогических центров, в работу образовательных учреждений. Для студентов факультета психологии РГУ включены в учебный план факультета и читаются спецкурсы "Доверительность как основа толерантного сознания" и "Психология толерантного-интолерантного педагогического общения".

Разработанные образовательные программы используются при подготовке психологов-практиков и учителей.

Проведен методический семинар "Презентация учебно - образовательных, психокоррекционных, тренинговых программ по развитию толерантности в образовательном процессе". На семинаре выступили с сообщениями разработчики программ, а затем были проведены мастер - классы.

Проведены социально-психологические тренинги, направленные на формирование установок толерантного сознания:

  • в областном центре социальной помощи семье и детям;
  • в психологическом центре образования г. Ростова-на-Дону;
  • в областном психолого-педагогическом и медико-социальном центре;
  • в СПК "Лукоморье".

Справки о внедрении см. Приложение 1.