Вы здесь

Разработка предложений о внесении изменений в квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим

Подпрограмма: "Разработка предложений о внесении изменений в квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим"

В рамках проекта "Разработка предложений о внесении изменений в квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим" проделана работа, связанная с проведением научно-методического анализа системы отношений и навыков толерантного-интолерантного межличностного общения в рамках управленческой деятельности в государственных учреждениях.

В задачи исследования входили:

  1. Сравнительное изучение и анализ квалификационных требований государственных служащих различных ведомств и уровней.
  2. Сравнительное изучение и анализ должностных обязанностей государственных служащих различных ведомств и уровней.
  3. Разработка предложений о внесении изменений в квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим различных ведомств и разного уровня с учётом наличия у них установок толерантного сознания.

 

Проведён анализ должностных инструкций гражданских государственных служащих:

  1. Министерства общего и профессионального образования Ростовской области: распределение обязанностей министра общего и профессионального образования Ростовской области и его заместителей и пять должностных инструкций начальников отделов министерства общего и профессионального образования Ростовской области;
  2. Комитета по делам казачества Администрации Ростовской области: четыре должностные инструкции Главных специалистов комитета по делам казачества Администрации Ростовской области и должностная инструкция секретаря-специалиста I категории заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - руководителя Представительства Администрации Ростовской области при Правительстве Российской Федерации;
  3. Полномочия главы администрации (губернатора) Ростовской области и Полномочия Мэра города Ростова-на-Дону.

 

Рассмотрена система отношений и навыков толерантного-интолерантного межличностного общения у следующих категорий гражданских госслужащих:

"А" - на уровне глав администраций субъектов Российской Федерации и высших должностных лиц муниципальных образований и глав Администрации города;

"Б" - заместителей главы министерства образования и глав ведомств Администрации области

"В" - секретарей ведомств администрации области.

Проведённый анализ системы отношений и навыков толерантного-интолерантного межличностного общения в рамках управленческой деятельности в государственных учреждениях показал, что интолерантные формулировки в квалификационных требованиях и должностных инструкциях государственных служащих можно разделить на следующие группы:

  • интолерантные высказывания, возникающие в результате неточной или двузначной трактовки требований к кандидатам на должность госслужащего;
  • интолерантные высказывания по отношению к другим госслужащим, при осуществлении или применении ими своих должностных полномочий, возникающие в результате отсутствия конкретной причины, обстоятельств или отсутствия правовых ссылок на применение должностных полномочий;
  • интолерантность, по отношению к гражданам или различным группам населения, возникающая при осуществлении полномочий госслужащими;
  • интолерантность, возникающая при освещении своей деятельности госслужащим через СМИ.

 

По результатам анализа разработан ряд предложений, касающихся:

  • корректировки существующих квалификационных требований, должностных инструкций и полномочий гражданских государственных служащих на предмет соответствия Федеральным законам и установкам толерантного сознания личности;
  • внесения поправок и дополнений в Федеральный закон о госслужащих на предмет однозначной трактовки специализаций госслужащих, занимающих соответствующие должности;
  • проведения научно-практических семинаров по проблеме подготовки и переподготовки госслужащих в рамках психологических аспектов формирования толерантного сознания.
  • разработка профессиограммы и механизма отбора для гражданских государственных служащих категорий А, Б и В, которые отразили бы требования как к образованию, специальности, опыту работы и уровню квалификации, так и к уровню толерантности и к личностным особенностям государственных служащих;
  • Внести в госстандарт вузов по подготовке госслужащих учебные курсы, которые бы формировали у них установку толерантного сознания и навыки толерантного межличностного общения.

Проведен научно-методический анализ системы отношений и навыков толерантного-интолерантного межличностного общения в рамках деятельности правоохранительных органов.

Показано, что в должностных инструкциях и, в особенности, в квалификационных требованиях не учитывается идея толерантного отношения главным образом к граждан, преступившим закон, а также, с другой стороны, в нормативных документах не отражена идея о каком-либо гуманном отношении к населению вообще.

В качестве рекомендации для коррекции квалификационных требований, рекомендовано внести предложения о требованиях к уровню знаний и уважении сотрудниками правоохранительных органов особенностей национальной культуры, традиции, этнических предпочтений, религиозных верований и т.п.

В квалификационные требования также рекомендовано добавить и конкретизировать пункты, включающие наличие коммуникативных навыков, коммуникативной компетентности, ведущих к развитию установок толерантного сознания.