Вы здесь

Отчёт по госконтракту 988

Отчет итоговый по государственному контракту ? 988 от 20.05.2004 г. на выполнение работы по теме: LРазработка и внедрение образовательных учебных программ по вопросам толерантности и их методического обеспечения для учебных заведений всех уровней, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и администраторов образования: а) разработка и апробация учебных программ и методической литературы?

Данное исследование рассматривает возможности использования достижений нового психолого-педагогического направления LСмысловая педагогика? в реальной практике формирования установок толерантного сознания. Школьник при этом выступает как объект развития толерантности в системе основного и дополнительного образования, а также в процессе целенаправленной работы по формированию толерантности у учеников разных возрастных групп школьными психологическими службами. Толерантность в данном контексте анализируется как составная часть ценностно-смысловой сферы развивающейся личности, что дает возможность анализировать ее динамические особенности, рассматривать ее как компонент смысловой регуляции и саморегуляции личности.
Цель работы v разработать технологии (смыслотехнологии), которые влияют на те аспекты смысловой регуляцию и саморегуляции как динамической составляющей общей направленности жизни субъекта как целого, которые непосредственно проявляются в особенностях толерантного сознания личности.
Результаты исследования v впервые разработана система технологий формирования установок толерантного сознания средствами смысловой педагогики.
Степень внедрения v разработанная система технологий формирования толерантности успешно апробирована и внедрена в образовательных учреждениях Южного Федерального округа, г. Ростова v на v Дону и Ростовской области.
Эффективность разработанных смыслотехнологий подтверждается диагностикой положительной динамики толерантного развития респондентов разных уровне (учащихся, учителей, представителей администрации школ, школьных психологов).
 

Содержание отчета:

Введение

Раздел 1 Методологические и концептуальные основы смысловой педагогики

1.1 Психолого-смысловая интерпретация основных дидактических понятий

1.1.1 Понятия классической дидактики в контексте теории смысла и смыслообразования

1.1.2 Понятие современной дидактики в контексте когнитивной и смысловой парадигм

1.1.2.1 Обучение как двуединый процесс и его главные движущие силы с когнитивных и смысловых позиций

1.1.2.2 Дидактическое целеполагание на когнитивной и смысловой основе

1.1.2.3 Основная линия движения обучения и логика учебного процесса в когнитивной и смысловой аргументации

1.2 Содержание учебного процесса как источник смыслообразования учащихся

1.2.1 Смысловая структура содержания учебного процесса, его психолого-дидактические уровни

1.2.2 Психолого-смысловые аспекты интегративной организации учебного процесса

1.3 Технологические аспекты организации смыслообразующей деятельности учащихся в учебном процессе

1.3.1 Технологии обучения и их смыслообразующий потенциал

1.3.2 Технологические закономерности процесса обучения и их смыслообразующие варианты

Раздел 2 Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно v смысловых отношений

2.1 Поликультурные образовательные пространства и их смыслообразующий потенциал

2.2 Смысловые образования личности и толерантность как сопряженные характеристики образовательного процесса

2.3 Технологическое обеспечение развития смыслообразования учащихся как основы интегральной смысловой саморегуляции личности.

2.4 Смыслотехнологии в учебном процессе

Раздел 3 Технологии формирования установок толерантного сознания средствами смысловой педагогики. Смыслотехнологии формирования толерантности

3.1 Смыслотехнологии формирования толерантности у учащихся разных возрастных групп

3.1.1 Смыслотехнологии формирования толерантности у детей в начальной школе

3.1.1.1 Развитие толерантных способов поведения у первоклассников в период адаптации к школе

3.1.1.2 Формирование готовности к толерантному общению у младших школьников

3.1.2 Смыслотехнологии формирования толерантности у подростков

3.1.2.1 Повышение толерантности в общении субъектов образовательной деятельности (подростков) в процессе командообразования

3.1.2.2 Смыслотехнологии повышения толерантности во взаимоотношениях подростков

3.2 Смыслотехнологии в работе с педагогическими коллективами учебных заведений

3.2.1 Особенности использования смыслотехнологий формирования установок толерантного сознания учителей и администраторов образования

3.2.1.1 Формирование толерантной позиции учителя и способов конструктивного разрешения педагогических конфликтов

3.2.1.2 Технологии формирования толерантного педагогического общения

3.2.1.3 Формирование у учителей толерантного отношения к трудному партнеру педагогического общения

3.2.2 Смыслотехнологии в работе с психологическими службами образования

3.2.2.1 Формирование толерантного отношения к детям с психическими нарушениями

3.3 Особенности применения смыслотехнологий в работе с детьми, переживших психологическую травму разного периода

3.3.1 Развитие толерантных способов поведения подростков, переживших психологическую травму

3.3.2 Формирование толерантного поведения младших школьников с особенностями эмоционально-когнитивного развития

Заключение

Список использованных источников